Логика плохого ученика: Все, что мне не удалось, — это по вине глупых учителей, а все, что получилось, — только моя заслуга.
Логика плохого учителя: Все, что ученики смогли уяснить, это только моя заслуга, а все, что не вышло и не усвоено, — это из-за их собственной лени.
Это я к тому, что...
Когда каждый второй школьник обвиняет во всех своих проблемах плохих учителей, это, конечно, глупость. Но и про вторую сторону забывать не стоит. Когда очередной интернет-гуру утверждает, что предоставит вам абсолютно все необходимое, чтобы, добиться успеха в каком-то деле, а дальше вы сами в своих проблемах виноваты, то помните, что его логика с гнильцой.
Нет, конечно, если у вас что-то не получается, вы в этом виноваты. Кто же еще?! Только и «учитель» ваш тоже в некоторой степени виноват. Обучение, это совместная работа и ученика, и учителя, иначе учитель не был бы нужен вообще. А учитель нужен. Как показывает история, хороший учитель значит в развитии учеников очень много.
По-этому меня раздражает, когда я при поиске почти на любую интересующую тему натыкаюсь на очередного «специалиста», который готов «почти даром» продать свой «суперкурс», содержащий всеобъемлющую и исчерпывающую информацию обо всем в интересующей области. А если у вас что-то после прочтения курса не получится, то «вы сами плохо старались».
Действительно ответственные и уверенные учителя выбирают учеников сами, и берут на себя ответственность, что смогут этого человека чему-то научить. Просто нормальные учителя честно признают, что у них не получилось кого-то научить. То есть тоже не снимают с себя ответственность. А интернет-деятели, которые продают свои «материалы» каждому первому, а ответственность за эффект с себя заранее снимают, уважения не вызывают совершенно.
Последний анекдотичный пример, на который я недавно натыкался: какой-то мужик обещал возможность почерпнуть всеобъемлющие знания по всем «заслуживающим внимания» боевым искусствам из своих фильмов. Само предложение заменить занятия в зале просмотром видеофильмов уже является ходячим анекдотом, а отсутствие специализации и обещание просветить во всех видах будо довершают портрет.